Sony FE PZ 28-135mm f/4 G в прокате


Sony FE PZ 28-135mm f/4 G в прокате Обзор объектива Sony FE PZ 28-135mm f/4.0 G OSS (SELP28135G)



Обзор объектива Sony FE PZ 28-135mm f/4.0 G OSS (SELP28135G)


Основные особенности конструкции SELP28135G

Рассказ о линейке топовой оптики Sony был бы неполным без этого необычного объектива. Sony FE PZ 28-135mm f/4.0 G OSS (SELP28135G) — это не фотографический, а видеообъектив для байонета E. Он создан с учётом требований, традиционно предъявляемых к кино- и видеооптике. Что за требования? Об этом читайте в нашем новом тесте!.


Если в профессиональной фотографии Sony является одним из самых молодых брендов, то в сфере профессионального видео опыта этой компании не занимать. Речь не идёт о любительских камерах, с которыми сталкивались многие наши читатели. Мы говорим о серьёзном эфирном оборудовании, которое Sony выпускает очень давно.

Кстати, именно благодаря обмену опытом между подразделениями компании мы видим столь мощные видеовозможности в современных фотоаппаратах производителя: 4K-видеосъёмка с высоким битрейтом, работа с гамма-кривыми S-Log, различные функции помощи при видеосъёмке.

Благодаря малому рабочему отрезку камер Alpha седьмой серии вы можете установить на них почти любую оптику, включая специальные кинообъективы. Но имея в своём портфолио такие камеры, как Sony A7S и Sony A7S II, компания просто не могла не выпустить собственный системный видеообъектив. Им и стал SELP28135G.

Эргономика и дизайн

Сказать, что объектив получился большим, это ничего не сказать. Он огромный! Видимо, разработчики отчаялись найти компромисс между качеством и размером, сосредоточившись лишь на первом. Впрочем, это шутка. Ведь настоящие причины столь нескромных габаритов кроются внутри объектива: большое количество сервоприводов и особенная оптическая схема. Об оптике мы поговорим отдельно, пока же давайте коснёмся вопросов конструкции.



Как и все тяжёлые объективы (1215 грамм чистого веса), SELP28135G оснащён штативной лапкой с двумя отверстиями для разных штативных резьб. Лапка выступает одновременно и ручкой для переноски, у неё съёмная конструкция.


Штативная лапка имеет съёмную конструкцию. Также на ней расположены проушины для крепления ремня.

Штативная лапка имеет съёмную конструкцию. Также на ней расположены проушины для крепления ремня.



Также габариты увеличивает массивная пластиковая бленда. Она здесь прямоугольная и довольно глубокая, всё как в киноиндустрии.



Управляющих колец на объективе по современным меркам много — целых три! Все они оснащены зубчатой насечкой, необходимой для сопряжения с механизмами фоллоу-фокуса и дистанционного управления.



Первое отвечает за фокусировку. В отличие от многих современных объективов Sony здесь применяется абсолютно честный ручной фокус: кольцо непосредственно управляет перемещением фокусировочного элемента, а не работой сервоприводов. Это необходимо для того, чтобы оператор мог максимально точно контролировать процесс фокусировки. Ход кольца составляет примерно 120 градусов — не так уж много на первый взгляд. Но из-за большого диаметра кольца этого вполне достаточно для очень точной наводки на резкость вручную.

При переключении в режим автоматической фокусировки шкала дистанций остаётся на своём месте. Когда будет вновь включён ручной фокус, объектив автоматически сфокусируется на прежней дистанции.

При переключении в режим автоматической фокусировки шкала дистанций остаётся на своём месте. Когда будет вновь включён ручной фокус, объектив автоматически сфокусируется на прежней дистанции.Достаточно толкнуть кольцо от себя, и включается автофокус. Интересной особенностью объектива является то, что при этом фокусировочное кольцо как бы разделяется на два: шкала с дистанциями фокусировки остаётся на месте, а от неё отделяется рифлёная резиновая часть. Это сделано не просто так: шкалу дистанций можно выставить в любое желаемое положение, и при обратном переключении в режим ручной фокусировки сервопривод вернёт линзы в состояние, соответствующее заранее выставленной дистанции фокусировки.

Кольцо зума здесь электронное. Сервопривод делает зумирование более плавным. Кольцо дополнительно оснащено резьбой для крепления рычажка зума.

Кольцо зума здесь электронное. Сервопривод делает зумирование более плавным. Кольцо дополнительно оснащено резьбой для крепления рычажка зума. Следующее кольцо отвечает за зумирование. Здесь опять налицо различия с современной фотооптикой: кольцо электронное! Дело в том, что резкое или прерывистое зумирование в видеосъёмке практически всегда приводит к техническому браку. Электронное кольцо позволяет зумировать с переменной скоростью, однако при этом сглаживает рывки, а также ограничивает максимальную скорость изменения фокусного расстояния. Ход у него очень плавный, так что изменять кратность зума можно с крайне низкой скоростью — то что нужно для длинных планов. Кольцо дополнительно имеет резьбу для установки отдельного рычажка управления зумом.

Качелька сервозума и переключатель режимов зумирования под ней.

Качелька сервозума и переключатель режимов зумирования под ней. 

Впрочем, вращение кольца — не единственный способ изменения фокусного расстояния. Здесь есть сервозум с «качелькой», как у классических видеокамер. Скорость зумирования зависит от смещения «качельки». За переключение между двумя способами зумирования отвечает расположенный рядом переключатель. Важно отметить, что при отключении сервозума с управлением через «качельку» линзы объектива автоматически возвращаются в положение, соответствующее установке кольца зумирования. Как и в случае с ручным фокусом, оператор может «сохранить» определённые настройки объектива.

Кольцо диафрагмы может перемещаться как бесступенчато, так и с шагом через 1/3 ступени экспозиции.

Кольцо диафрагмы может перемещаться как бесступенчато, так и с шагом через 1/3 ступени экспозиции. 

Управлять диафрагмой можно с помощью отдельного зубчатого кольца. Оно проградуировано от f/4 до f/22 и имеет промежуточные значения через каждые ⅓ шага. Ход кольца может быть как ступенчатым с щелчком на каждом делении, так и плавным бесступенчатым. За это отвечает отдельный селектор на боку объектива. Если же переключить кольцо в положение A, то управление диафрагмой передаётся в камеру. Диафрагма будет подбираться или кольцом на фотоаппарате, или автоматически — в зависимости от выбранного режима съёмки.

Выключатель ступенчатого хода кольца диафрагмы

Выключатель ступенчатого хода кольца диафрагмы. 

В этом положении кольцо можно зафиксировать с помощью селектора-блокиратора. Кольцо диафрагмы является полностью электронным и непосредственно не связано с механизмами объектива. Лепестками диафрагмы управляет сервопривод.

Селектор блокировки кольца в положении А

Селектор блокировки кольца в положении А. 

Из других элементов конструкции осталось отметить лишь выключатель оптического стабилизатора. Естественно, Sony FE PZ 28-135mm f/4.0 G OSS является стабилизированным объективом!

Выключатель стабилизатора

Выключатель стабилизатора

Работа с объективом. Качество изображения

Особенности работы с объективом

Чем же отличается видеообъектив от фотообъектива? Во-первых, возможностью плавного, безрывкового и бесступенчатого изменения всех параметров: от фокусировки до зума. Об этом мы писали на предыдущей странице. Возможные ошибки оператора сглаживает система сервоприводов. Нужно отметить, что во многих фотографических системах бесступенчатое изменение диафрагмы невозможно в принципе из-за особенностей конструкции объектива. Камеры Sony справляются с этим без проблем.

Во-вторых, при разработке фотообъективов часто применяются некоторые упрощения оптической схемы, которые приводят к появлению разницы в оптических характеристиках на разных фокусных расстояниях. Так, в случае фотообъектива может теряться фокусировка на объекте во время зумирования. Однако в видеосъёмке это недопустимо. Sony FE PZ 28-135mm f/4.0 G OSS остаётся сфокусированным на определённой дистанции при изменении фокусного расстояния. Оператор спокойно может пользоваться зумом во время съёмки, не перенастраивая фокус.

В-третьих, абсолютное большинство фотообъективов имеют «эффект дыхания»: при изменении дистанции фокусировки изменяется фокусное расстояние объектива и масштаб съёмки. Вы можете это увидеть даже через видоискатель своего фотоаппарата: угол обзора объектива будет разным при фокусировке на минимальной дистанции и на бесконечности. Для фотосъёмки это абсолютно некритично, а в видео- и кинооптике недопустимо. SELP28135G от данного недостатка избавлен.

Наконец, у SELP28135G нет смещений оптической оси ни при зумировании, ни при фокусировке. Этот минус также может присутствовать у некоторых фотообъективов-зумов.

Кажущаяся на первый взгляд невысокой светосила объектива на практике оказывается вполне достаточной. Ведь в системе есть камеры, способные работать на очень высоких ISO: это Sony A7S и A7S II. Кроме того, при видеосъёмке зачастую не требуется сильное открытие диафрагмы — подход к работе с малой глубиной резкости несколько другой.

Объектив оснащён оптическим стабилизатором, способным работать со всеми беззеркалками Sony, в том числе с «семёрками» первой серии, не имеющими встроенной системы стабилизации.

Но самый лучший результат получается при работе с камерами второй серии. С ними возможна пятиосевая стабилизация, когда компенсируется в том числе вращение камеры вокруг оптической оси. При видеосъёмке это очень важно, стабилизатор эффективно устраняет наклоны и покачивания камеры. Совместная работа двух стабилизаторов — в камере и в объективе — делает возможной съёмку с рук даже с большим фокусным расстоянием: картинка плавная, без рывков.

Резкость

Sony FE PZ 28-135mm f/4.0 G OSS создавался именно как видеообъектив. Однако качество изображения мы будем оценивать в том числе по фотографиям. Для теста резкости мы сняли со штатива кадры на всех диафрагмах на самую многомегаписельную камеру семейства — Sony ILCE-7RM2.

Фокусное расстояние 28 мм

В широкоугольном положении даже на 42-мегапиксельной матрице объектив демонстрирует высокую резкость по центру кадра при диафрагме f/4. Но к краям детализация снижается. Для фотографов это может создать неудобства. А вот для видеосъёмки разрешения хватит сполна даже с учётом падения детализации по краю. Не будем забывать, что 4К-видео — это примерно 8 мегапикселей. По краям снимка присутствует виньетирование.

 
ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/2 с, 28.0 мм экв.
Cкачать RAW

При диафрагмировании на ступень центр становится идеально резким, а края кадра существенно «подтягиваются». Но главное — значительно ослабевает виньетирование. На f/8 от него не остаётся и следа, а резкость не вызывает нареканий. Дальнейшее диафрагмирование не оказывает выраженного влияния на качество картинки, лишь при f/22 несколько снижается детализация из-за дифракции.


ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F5.6, 1 с, 28.0 мм экв.
Cкачать RAW


ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F8, 2 с, 28.0 мм экв.
Cкачать RAW


ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F11, 4 с, 28.0 мм экв.
Cкачать RAW


ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F16, 8 с, 28.0 мм экв.
Cкачать RAW


ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F22, 15 с, 28.0 мм экв.
Cкачать RAW

Фокусное расстояние 135 мм

 
ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/10 с, 135.0 мм экв.
Cкачать RAW

В телеположении ситуация повторяется: на открытой диафрагме изображение немного мягковато по краям для 42-мегапиксельной матрицы. Но для видеосъёмки детализация вполне достаточная. Виньетирование присутствует на f/4, но существенно ослабевает при f/5.6. Аналогично при диафрагмировании возрастает резкость, достигая максимума на f/8–11.

ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F5.6, 1/5 с, 135.0 мм экв.
Cкачать RAW


ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F8, 1/3 с, 135.0 мм экв.
Cкачать RAW


ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F11, 1 с, 135.0 мм экв.
Cкачать RAW


ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F16, 2 с, 135.0 мм экв.
Cкачать RAW


ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F22, 3 с, 135.0 мм экв.
Cкачать RAW

Боке

Самое большое влияние на рисунок объектива оказывает его оптическая схема: её сложность и количество асферических элементов. Здесь схема непростая, она состоит из 18 элементов в 12 группах. В ней применяются целых пять асферических элементов (отмечены сиреневым цветом) и три со сверхнизкой дисперсией (отмечены зелёным цветом).

Асферические элементы отмечены сиреневым цветом, ED-элементы — зелёным.

Асферические элементы отмечены сиреневым цветом, ED-элементы — зелёным.



От топовых фиксов боке SELP28135G отличается неравномерным заполнением одиночных бликов в зоне нерезкости. Но при этом блики лишены контрастной окантовки, за счёт чего общий характер боке остаётся спокойным: нет двоящихся линий, неприятной глазу «чешуи».

 
ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки: ISO 2000, F4, 1/160 с, 135.0 мм экв.

Бликозащита

SELP28135G прекрасно держит контровый свет. Яркие огни в кадре не вызывают паразитных засветок и переотражений, общий контраст изображения не снижается.

Если поместить яркий источник света в угол кадра, он не создаёт бликов. В нашем тесте мы даже не применяли бленду. Очень важно отметить, что при съёмке в сложных световых условиях не проявляются хроматические аберрации, которые в случае видео было бы трудно скомпенсировать программно.


 ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F16, 8 с, 135.0 мм экв.


Выводы

Sony FE PZ 28-135mm f/4.0 G OSS (SELP28135G) — уникальный в своём роде объектив. Он создан специально для профессиональной видеосъёмки на фотоаппараты. Качеству видеосъёмки в нём подчинено всё: от эргономики до оптической схемы. Все кольца изначально имеют зубцы для сопряжения с фоллоу-фокусом и другими системами дистанционного управления. Для плавного зумирования предусмотрен сервопривод. Управление диафрагмой может осуществляться бесступенчато.

В оптической схеме учтены требования к профессиональной кино- и видеооптике: отсутствует «эффект дыхания» при перефокусировке. Фокус не теряется при зумировании объектива. Нет смещения оптической оси ни при зумировании, ни при фокусировке. Объектив прекрасно справляется с контровым светом, не боится засветок, не склонен к хроматическим аберрациям. Его разрешения достаточно как для 4К-видеосъёмки, так и для фотографирования на современные камеры Sony Alpha. Встроенный оптический стабилизатор эффективно работает при съемке с рук, особенно в паре со стабилизатором в камере типа Sony A7R II или A7S II.

Не стоит рассматривать его как объектив для фотографии: рядового фотографа в SELP28135G отпугнёт и цена, и размер, и формально не слишком высокие показатели светосилы. SELP28135G — это прежде всего профессиональный инструмент видеографа, способный облегчить ему жизнь, особенно на фоне работы с классическими фотообъективами.


Плюсы:

  • продуманные для видеосъёмки эргономика и размер;
  • не сбивается фокусировка при зумировании;
  • нет «эффекта дыхания» при перефокусировке;
  • для плавного зумирования предусмотрен сервопривод;
  • возможно бесступенчатое управление диафрагмой;
  • удобное переключение между ручной и автофокусировкой;
  • встроенный стабилизатор изображения;
  • разрешения достаточно для 4К-видеосъёмки;
  • нет хроматических аберраций;
  • хорошая бликозащита;
  • качественная бленда в комплекте;
  • все кольца объектива имеют зубцы для сопряжения с фоллоу-фокусом и другими системами.



Возврат к списку