Что такое кроп-фактор?
21 мая 2018
Как Вы, возможно, успели заметить, кроп фактор считается по-разному для фото и для видео. Это необходимо потому, что при съёмке видео в первую очередь важна ширина кадра, ведь высота будет разной для разных съёмочных задач
Что такое кроп-фактор и с чем его едят?
Для того, чтобы сориентироваться, какие углы обзора даст объектив на данной камере.
Всего существует несколько стандартов "голливудского" размеров кадра Super35, несколько стандартов для среднеформатного фотокадра, несколько стандартов фотографического кроп сенсора и всего один стандарт для фотографического полного кадра (см. таблицу 1).
Так как все в фотографии успели привыкнуть к горизонтальному кадру, а вернее к тому, какой угол обзора и какую перспективу дает полнокадровая пленка на разных объективах
проще всего указывать кроп фактор относительно старого доброго "фулфрейма" (фотографического полного кадра).
Таблица 1.
*за X обозначены номера внутри модельного ряда, например Canon 550D, 600D, 650D и т.д.
Как Вы, возможно, успели заметить, кроп фактор считается по-разному для фото и для видео. Это необходимо потому, что при съёмке видео в первую очередь важна ширина кадра, ведь высота будет разной для разных съёмочных задач (начиная от традиционного телевидения 1.33:1 и заканчивая сумасшедшим кинотеатральным Ultra Panavision 2.76:1).
Совершенно резонно может показаться, что отличие в одну десятую не сильно скажется на углах обзора при использовании одного и того же объектива.
Однако не стоит забывать, что такое сравнение уместно только для нормальных, портретных и длиннофокусных объективов, но никак не широкоугольных.
Ведь например, многими любимый объектив-рыбий глаз Samyang 8mm на кропе 1.5x (как в Sony или Nikon) покажет полный горизонт в 180°, если направить камеру вертикально вверх, а на кеноновском 1.6 кропе, который "всего лишь" на одну десятую хуже, краев горизонта видно уже не будет, останется только небо.
Также не стоит забывать, что если бы в видеосъемке кроп фактор считали как и в фотографии по диагонали, то наши любимые полнокадровые камеры в стандартном видео режиме давали бы только 0.95x при соотношении сторон 16:9 (при стандартом кинотеатральном соотношении 2.39:1 так вообще кроп был бы 0.9).
Более того, в каждой топовой кинокамере стандартными считаются несколько кроп факторов, в зависимости от стандарта соотношения сторон кинокадра, о которых мы говорили выше.
В таблице ниже приведены максимальные рабочие кроп факторы некоторых современных кинокамер, а также кроп фактор классической плёнки стандарта Super 35.
Таблица 2.
Думаю, Вам прекрасно видно, что даже производители настоящих кинокамер не сильно блюдут канонические размеры плёнки при производстве сенсоров, поэтому въедливое сравнение размеров сенсора при выборе бюджетной камеры с большой кинотеатральнойособого смысла не имеют.
Для того, чтобы сориентироваться, какие углы обзора даст объектив на данной камере.
Всего существует несколько стандартов "голливудского" размеров кадра Super35, несколько стандартов для среднеформатного фотокадра, несколько стандартов фотографического кроп сенсора и всего один стандарт для фотографического полного кадра (см. таблицу 1).
Так как все в фотографии успели привыкнуть к горизонтальному кадру, а вернее к тому, какой угол обзора и какую перспективу дает полнокадровая пленка на разных объективах
проще всего указывать кроп фактор относительно старого доброго "фулфрейма" (фотографического полного кадра).
Таблица 1.
Типоразмер
матрицы
|
Кроп в режиме фото
(по диагонали кадра)
|
Кроп в режиме
видео
(по диагонали кадра)
|
Кроп в режиме
видео
(по ширине кадра)
|
Примеры камер
|
---|---|---|---|---|
Полнокадровые
(Full Frame) камеры
36*24 мм
|
1x
|
1.05x
|
1x
|
линейки Canon 5D, 6D, 1D,
(кроме 1D Mark IV);
линейка Sony a7;
линейки Nikon D600, D700, D800;
Pentax K1
|
APS-C кроп сенсоры (кроме Canon)
23.5*15.6 мм
|
1.53x
|
1.6x
|
1.53x
|
Линейки Sony aXX00,
линейка Nikon DXX00 *
|
APS-C кроп сенсоры Canon
22.5*15
|
1.6x
|
1.67x
|
1.6x
|
Canon 7D, 7D mark II
Линейки Canon X0D, X00D, X000D *
|
Беззеркальные APS-C кроп сенсоры Canon
22.3*14.9 мм
|
1.61x
|
1.69x
|
1.61x
|
Canon M3
|
Micro 4/3
17.3*13 мм
|
2.00x
|
2.18x
|
2.08x
|
Линейки камер Olympus, Panasonic
|
Как Вы, возможно, успели заметить, кроп фактор считается по-разному для фото и для видео. Это необходимо потому, что при съёмке видео в первую очередь важна ширина кадра, ведь высота будет разной для разных съёмочных задач (начиная от традиционного телевидения 1.33:1 и заканчивая сумасшедшим кинотеатральным Ultra Panavision 2.76:1).
Совершенно резонно может показаться, что отличие в одну десятую не сильно скажется на углах обзора при использовании одного и того же объектива.
Однако не стоит забывать, что такое сравнение уместно только для нормальных, портретных и длиннофокусных объективов, но никак не широкоугольных.
Ведь например, многими любимый объектив-рыбий глаз Samyang 8mm на кропе 1.5x (как в Sony или Nikon) покажет полный горизонт в 180°, если направить камеру вертикально вверх, а на кеноновском 1.6 кропе, который "всего лишь" на одну десятую хуже, краев горизонта видно уже не будет, останется только небо.
Также не стоит забывать, что если бы в видеосъемке кроп фактор считали как и в фотографии по диагонали, то наши любимые полнокадровые камеры в стандартном видео режиме давали бы только 0.95x при соотношении сторон 16:9 (при стандартом кинотеатральном соотношении 2.39:1 так вообще кроп был бы 0.9).
Более того, в каждой топовой кинокамере стандартными считаются несколько кроп факторов, в зависимости от стандарта соотношения сторон кинокадра, о которых мы говорили выше.
В таблице ниже приведены максимальные рабочие кроп факторы некоторых современных кинокамер, а также кроп фактор классической плёнки стандарта Super 35.
Таблица 2.
Типоразмер
матрицы
|
Кроп в режиме
видео
(по диагонали кадра)
|
Кроп в режиме
видео
(по ширине кадра)
|
Примеры камер
|
---|---|---|---|
Super 35 mm
по старой версии Blackmagic Design
21.12*11.88 мм
|
1.78x
|
1.70x
|
линейка
Blackmagic 4K
|
Super 35 mm
по новой версии Blackmagic Design
25.34*14.25 мм
|
1.49x
|
1.42x
|
линейка
Blackmagic 4.6K |
Super 35 mm
по версии ARRI
23.76*17.82 мм
|
1.46x
|
1.52x
|
линейка
Alexa, Alexa M, Alexa Studio
режим 16:9
|
Super 35 mm
по новой версии RED
25.58*13.49 мм
|
1.5x
|
1.41x
|
линейка
RED Weapon Dragon
режим 16:9
|
классические
Super 35 mm
24.89*18.67 мм
|
1.39x
|
1.45x
|
классическая плёнка
Super 35 mm
с четырьмя перфорациями
|
классические
Super 35 mm
24.89*13.9 мм
|
1.52x
|
1.45x
|
классическая плёнка Super 35 mm
с тремя перфорациями
|
Думаю, Вам прекрасно видно, что даже производители настоящих кинокамер не сильно блюдут канонические размеры плёнки при производстве сенсоров, поэтому въедливое сравнение размеров сенсора при выборе бюджетной камеры с большой кинотеатральнойособого смысла не имеют.